Москва, Тишинская площадь, д. 1 стр. 2

ddm@right-ways.ru

Оставьте своё сообщение. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш номер телефона
Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты Ошибка в адресе почты
Пожалуйста, введите Ваше сообщение
персональных данных
*Подтверждаю, что ознакомился с Политикой об обработке персональных данных ООО «РАЙТ ВЭЙС» и даю согласие на обработку всех моих персональных данных, указанных в форме обращения.

Консультация НКО

Ситуация: Некоммерческая организация компенсирует расходы депутата (транспортные, расходы на связь и пр.), связанные с посещением данной организации (проведением встречи, участием в празднике, мероприятии и т.д.). Необходимо ли признавать доходом данные денежные средства, уплатив с них налог по УСН/налог на прибыль, а также уплачивать с них НДФЛ?

Ответ:

Да, в целях минимизации рисков доначисления налога следует признать указанную сумму в качестве дохода.

Для определения необходимости уплаты НДФЛ следует проанализировать, компенсируются ли данному депутату транспортные расходы за счет средств бюджета – если не компенсируются, то данные расходы подлежат обложению НДФЛ.

 В случае, если указанные расходы компенсируются за счет средств соответствующего бюджета, существует риск возбуждения уголовного дела (ст. 291 УК РФ) и дела об административном правонарушении (ст.19.28 КоАП РФ - незаконное вознаграждение от имени юридического лица).

Обоснование:

 1. Некоммерческие организации, кроме общего режима налогообложения, могут применять упрощенную систему налогообложения.

При упрощенной системе налогообложения следует руководствоваться нормами по внереализационным доходам главы 25 НК РФ «Налог на прибыль».

Пунктом 8 статьи 250 НК РФ установлено, что к внереализационным доходам относятся доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Согласно подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Согласно пункту 14 статьи 250 НК РФ целевые поступления, использованные некоммерческими организациями не по целевому назначению, являются внереализационными доходами, и, соответственно, учитываются указанными организациями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Соответственно, данные расходы при проведении налоговой проверки впоследствии могут быть оценены как нецелевые расходы и произведено доначисление налога на прибыль.

Такие прецеденты в судебной практике имеются:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.05.2010 по делу N А66-9581/2009: «ИФНС пришла к правильному выводу об обязанности учебного центра включить в базу, облагаемую налогом на прибыль, денежные средства, перечисленные слушателями учебного центра в качестве пожертвований, поскольку условия внесения, периодичность и размеры названных платежей указывают на то, что они фактически являются платой за обучение и не относятся ни к добровольным пожертвованиям, ни к целевым поступлениям.»

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.08.2008 N Ф04-5073/2008 по делу N А45-13633/07-5/422: «Суд первой инстанции правильно указал, что спорный договор противоречит пункту 1 статьи 582Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей дарение вещи или права на общеполезные цели. Фактическая цель договора пожертвования сформулирована в пункте 1.2, где указано, что недвижимое имущество передается одаряемому с целью обеспечения деятельности КГУ ЦСО "Тесь", что не отвечает требованиям общеполезности.

Из материалов дела следует, что пожертвованный объект сдается вторым ответчиком в субаренду различным коммерческим организациям с целью извлечения прибыли, т.е. не служит общеполезным целям.»

Таким образом, если привлечение депутата, посещение им НКО, участие в мероприятии, празднике, встрече не соответствует предусмотренным в уставе НКО целям и задачам, направленным на достижение общественных благ, целевые поступления, использованные НКО на возмещение расходов депутата, целесообразно признать в качестве дохода и уплатить налог на прибыль/УСН.

 2. Пунктом 3 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что от обложения НДФЛ освобождаются все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Депутатская деятельность относится к трудовой деятельности физического лица. В связи с этим служебные обязанности, выполняемые депутатом в рамках его депутатской деятельности, являются его трудовыми обязанностями. При этом заключение трудовых договоров в целях осуществления депутатской деятельности не требуется.

С учетом вышеизложенного, выплаты в возмещение документально подтвержденных расходов депутата, связанных с исполнением им своих обязанностей, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Кодекса.

Данный вывод подтверждается также Письмом Минфина РФ от 03.07.2008 N 03-04-07-01/112.

Депутатам областной Думы из средств бюджета возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, на основании письменного отчета и документов, подтверждающих понесенные расходы.

Согласно ст. 5 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» за время командировки помощнику члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы выплачиваются суточные, а также возмещаются расходы на наем жилого помещения и транспортные расходы в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.14 Закона г. Москвы от 15.07.2005 N 43 "О государственных должностях города Москвы" финансирование расходов, связанных с исполнением полномочий лицами, замещающими государственные должности города Москвы, включая расходы на денежное вознаграждение и дополнительное пенсионное обеспечение, расходы, связанные с предоставлением государственных гарантий, включая государственные гарантии лицам, вышедшим на пенсию с государственных должностей, осуществляется за счет средств бюджета города Москвы.

    В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативно-правовым актам РФ, а также правовым актам субъектов РФ.

                     Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ рассмотрел письмо Рязанской городской думы по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом сумм, выплачиваемых депутатам Рязанской городской думы, связанных с осуществлением ими депутатской деятельности, и в письме от 09.02.2009 №03-04-06-01/20 разъяснил следующее: «Что касается расходов, возмещаемых депутатам Рязанской городской думы в соответствии с Положением "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации депутатам Рязанской городской думы первого созыва", утвержденным Решением Рязанской городской думы от 17.09.2008 N 599-1, то к освобождаемым от налогообложения выплатам, возмещающим затраты депутата, связанные с исполнением им трудовых обязанностей, могут быть отнесены расходы, перечисленные в пп. 1, 2, 5 п. 3 Положения (транспортные расходы, почтовые, телефонные услуги, включая мобильную связь, канцелярские товары, представительские расходы).

Поскольку поездки за пределы г. Рязани, а также расходы на проведение праздничных мероприятий, приобретение подарков и цветочных букетов Законом Рязанской области "О статусе депутата Рязанской областной думы" не предусмотрены, то компенсация таких расходов от налогообложения налогом на доходы физических лиц не освобождается».

Таким образом, в данном случае нужно определить, компенсируются ли данному депутату транспортные расходы за счет средств бюджета – если не компенсируются, то данные расходы подлежат обложению НДФЛ.

 

Риски. Если транспортные расходы компенсируются за счет бюджета, стоит отметить следующие риски перечисления данных денежных средств депутату в качестве компенсации стоимости билетов.

Согласно пп. е) п.2 ст.6  Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не вправе получать в связи с осуществлением соответствующих полномочий не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов от физических и юридических лиц.

   В случае, если транспортные расходы компенсируются депутату за счет средств соответствующего бюджета, «дополнительное» перечисление Фондом данных денежных сумм может повлечь риски возбуждения уголовного дела в отношении физического лица (ст. 291 УК РФ - дача взятки) и дела об административном правонарушении в отношении юридического лица по ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица), в интересах которого действовало это физическое лицо.

Получить консультацию

Оставьте своё сообщение и наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время.

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш номер телефона
Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты Ошибка в адресе почты
Пожалуйста, введите Ваше сообщение
персональных данных
*Подтверждаю, что ознакомился с Политикой об обработке персональных данных ООО «РАЙТ ВЭЙС» и даю согласие на обработку всех моих персональных данных, указанных в форме обращения.
ООО «РАЙТ ВЭЙС» использует услуги сервиса Яндекс.Метрика для мониторинга трафика, статистических исследований, рекламы и других операций на сайте. В частности, ООО «РАЙТ ВЭЙС» использует данный сервис в целях ремаркетинга и формирования отчетов по демографическим данным и категориям интересов.
Ok