Москва, Тишинская площадь, д. 1 стр. 2

iia@right-ways.ru

Оставьте своё сообщение. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш номер телефона
Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты Ошибка в адресе почты
Пожалуйста, введите Ваше сообщение
персональных данных
*Подтверждаю, что ознакомился с Политикой об обработке персональных данных ООО «РАЙТ ВЭЙС» и даю согласие на обработку всех моих персональных данных, указанных в форме обращения.

Об уведомлении ФНС об открытом брокерском счете вне РФ

Брокерский счет, открытый за пределами РФ.  Уведомлять ли налоговую об открытии брокерского счета за пределами РФ? 

  • Существует ли обязанность уведомлять налоговую инспекцию об открытии брокерского счета за пределами РФ?

Согласно требованиям закона №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ч.2 ст.12) (далее – Закон №173) резиденты должны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии ими счетов в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов.

Резидентами в понимании закона №173-ФЗ являются:

-граждане РФ;

-иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство;

 -юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ (за исключением иностранных ЮЛ, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях"), и их филиалы, представительства и иные подразделения;

-дипломатические представительства, консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории РФ;

- РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Вопрос о том, нужно ли уведомлять об открытии брокерского счета, неоднозначный.

Существует позиция, что брокерский счет по факту не является банковским счетом и используется для доступа к торговой платформе и осуществления торговли выбранными финансовыми инструментами. Соответственно, уведомление об открытие такого счета не требуется.

Однако ФНС России в письме №ОА-3-17/4712@ от 12.10.2016 указывает, что "поскольку брокерские счета подразумевают проведение по ним расчетов с использованием денежных средств, то на такие счета распространяются требования ст. 12 Закона N 173-ФЗ".

Данный вывод находит свое отражение и в судебной практике.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2016 N 09АП-53001/2016 по делу N А40-145807/16: "Таким образом, учитывая отсутствие дифференциации видов счетов в Законе и Постановлении Правительства РФ от 28.12.2005 N 819, требование ч. 7 ст. 12 173-ФЗ распространяется на все виды банковских счетов (включая брокерские счета) и банковских вкладов, открытых резидентами в иностранных банках.

Следовательно, общество обязано было, и уведомлять Инспекцию об открытии счетов, и, соответственно, представлять отчеты о движении денежных средств по этим счетам".

  • Как налоговый орган может узнать о наличии у резидента брокерского счета за пределами РФ?

 

С 1 июля 2015 г. для Российской Федерации вступила в силу Конвенция ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Данной Конвенцией предусмотрена ст. 6 "Об автоматическом обмене". Соответственно после ратификации Конвенции Россия присоединилась к процессу международного обмена информацией (письмо Минфина от 28.12.2015 N 03-08-05/76765).

Федеральный закон от 27.11.2017 N 340-ФЗ дополнил Налоговый кодекс новыми гл. 14.4-1 "Представление документации по международным группам компаний" и 20.1 "Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)".

Автоматический обмен будет осуществляться ежегодно между компетентными органами (чаще всего это налоговые органы) стран - участниц Многостороннего соглашения на основании информации, полученной от подотчетных финансовых учреждений (банки, брокеры, страховые компании и др.) соответствующей страны. К подотчетным финансовым учреждениям не относятся правительственные учреждения, центральные банки, государственные пенсионные фонды и др.

Обмену подлежит информация по уже существующим и по вновь открываемым счетам.

Россия включена в список стран, обязующихся осуществить первый автоматический обмен информацией в 2018 году (сайт oecd на домене org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/crs-by-jurisdiction). Предполагалось, что первый обмен должен состояться в 2018 году технически готовыми странами, присоединившимися к MCAA.

Точной информации, что обмен уже состоялся, нет.

Однако следует учитывать, что большинство европейских стран оказались более подготовленными, чем Российская Федерация, и информация об их счетах уже направлена банками в компетентные органы соответствующих юрисдикций. Соответственно, как только Российская Федерация начнет полноценную работу в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией, налоговые органы РФ смогут получить информацию о наличии иностранных счетов налоговых резидентов РФ за период начиная с 2016 года.

 Таким образом, информация об открытых брокерских счетах за пределами РФ может быть передана самим брокером. Некоторые брокеры имеют возможность сообщить своим клиентам информацию, информацию о каких именно счетах они будут раскрывать. Однако есть вероятность, что о нераскрытом брокером и, соответственно, клиентом, брокерском счете впоследствии может быть получена информация банком в процессе перевода денежных средств с данного брокерского счета - согласно ст.6 ФЗ 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", обязательному контролю банками подлежат операции на суммы от 600 тыс. руб. или более (либо эквивалент в валюте).

Кроме того, внутренними документами банка может быть установлено, что контроль над сомнительными денежными операциями может быть установлен вне зависимости от суммы денежных средств.

Соответственно, стоит предусмотреть все риски, связанные с неуведомлением налоговых органов о брокерском счете за пределами РФ.

  • Какая ответственность возможна за несвоевременное уведомление налоговых органов об открытии брокерского счета за пределами РФ?

Получение налоговыми органами информации о наличии у резидента счета в банке за пределами территории Российской Федерации, по которому им не представлено соответствующее уведомление об открытии счета или отчет о движении средств, является основанием для проведения в отношении такого резидента проверки соблюдения валютного законодательства и последующего возбуждения дела об административном правонарушении по следующим пунктам ст.15.25 КоАП РФ:

  • п. 2. Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

  • п.2.1. Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Кроме этого, в рамках такой проверки налоговые органы исследуют проведенные резидентом валютные операции по зарубежному счету на предмет соответствия их требованиям валютного законодательства (см. письма ФНС России от 05.09.2017 N ОА-3-17/5973@, от 16.08.2017 N ЗН-3-17/5523@).

Так, например, в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 173-ФЗ валютные операции в общем случае между резидентами запрещены, за исключением отдельно перечисленных в указанной части статьи случаев (список разрешенных операций довольно обширный).

В п.1 ст.15.25 КоАП РФ указано:

В п.1 ст.15.25 КоАП РФ указано:

осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая

-куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки,

-либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации,

-либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В случае, если налоговым органом будет выявлено, что резидент получал на указанные счета доходы и не декларировал их, возможно привлечение к ответственности за налоговые правонарушения и уголовной ответственности:

  • В соответствии со ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
  • Согласно ст.198 УК РФ уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Крупным размером для ст. 198 УК РФ признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 900 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 2 млн 700 тыс. руб., а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 4 млн 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 13 млн 500 тыс. руб.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Об особенностях исчисления налогов и подачи декларации по доходам от операций с ценными бумагами читайте в нашей специальной статье.

Получить консультацию

Оставьте своё сообщение и наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время.

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш номер телефона
Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты Ошибка в адресе почты
Пожалуйста, введите Ваше сообщение
персональных данных
*Подтверждаю, что ознакомился с Политикой об обработке персональных данных ООО «РАЙТ ВЭЙС» и даю согласие на обработку всех моих персональных данных, указанных в форме обращения.
ООО «РАЙТ ВЭЙС» использует услуги сервиса Яндекс.Метрика для мониторинга трафика, статистических исследований, рекламы и других операций на сайте. В частности, ООО «РАЙТ ВЭЙС» использует данный сервис в целях ремаркетинга и формирования отчетов по демографическим данным и категориям интересов.
Ok